Стандарт непрерывности бизнеса ISO 22301 —
о чем это вообще?
Есть стандарты ISO, суть которых становится понятной, как только вы впервые слышите их полные названия. ХАССП — стандарт безопасности пищевой продукции. OHSAS 18001 — стандарт производственной гигиены и охраны труда. Всё очевидно. Но есть и стандарты, суть которых стоит объяснить. Например, стандарт непрерывности бизнеса ISO 22301.
Что имеется в виду под непрерывностью? Отказ от отпусков?
Нет. Непрерывность бизнеса означает, что работа предприятия не прервется в случае форс-мажорных обстоятельств. Люди продолжат получать необходимые им товары или услуги, владелец продолжит получать прибыль. Что бы не стряслось.
Задача кажется очень сложной и какой-то… непонятной, что ли. Можно подготовиться к чему-то конкретному — но разве можно предвидеть все возможности?
Как знать. Давайте разберемся.
Как работает ISO 22301?
Логика работы этого стандарта ISO — та же самая, что и у большинства подобных стандартов. Его разработчики не знают, что конкретно может угрожать вашему бизнесу. Может быть, для вашего дела важно, чтобы не случилось неурожая или не началась эпидемия чумы свиней. Может быть, ваши поставки зависят от направления ветров в Охотском море. Может быть, вам угрожают возможные забастовки рабочих. Разработчики не знают этого.
Да им и не нужно этого знать. Вся необходимая информация уже находится в ваших руках — или же вы можете без проблем собрать ее, проанализировав ситуацию. А разработчики стандарта ISO 22301 предлагают вам максимально хорошо на данный момент проработанные правила обработки этой информации и планирования действий с опорой на нее.
Если проводить аналогии с устройством компьютера, то этот стандарт — материнская плата, которую вы укомплектуете рабочими элементами вроде процессора и блоков оперативной памяти. Без нее все это так и осталось бы грудой бесполезного кремния, металла и пластика.
ISO 22301 — инструкция по созданию инструкций для действий в возможных критических ситуациях.
Так что с этим делать?
Определение опасных точек
Один из основных моментов, значимых для работы ИСО 22301 на вашем предприятии — определение вероятных критических ситуаций, которые могут прервать его работу. Вряд ли кто-нибудь справится с этим делом лучше вас самих.
Чтобы не множить хаоса и не стрелять наугад, вы можете проследить весь цикл работы вашего предприятия и выписать все возможные опасности, которые могут сбить его работу.
Лучше сгруппировать их. ISO 22301 утверждает, что схемы должны быть гибкими. Это крайне разумно. Представьте, что у ваших сотрудников будут четкие инструкции на случай паводка и землетрясения, которые нарушают цепь поставок ключевого сырья. Все прекрасно — пока эту цепь не рушит новый Тунгусский метеорит. Тут-то все и начинают хлопать глазами. Инструкций на этот случай нет.
Гибкая и универсальная инструкция по целой гамме смежных проблем решает этот вопрос.
Слежение за критическими показателями
Следующий шаг — разработка системы мониторинга критических показателей. А то будет, как у наших коммунальных служб — каждый год зима начинается неожиданно.
Важно, чтобы ответственные за слежение сотрудники точно знали, в какой именно точке ситуация становится критической. Чтобы план реагирования запускался вовремя, а сотруднику не приходилось терзаться сомнениями на тему «бить тревогу или еще нет».
План реагирования на инцидент
Эта часть должна быть прописана достаточно четко, чтобы исключить любое метание. По сути, разработанная в соответствии с ISO 22301 система реагирования переводит существенно меняет понятие форс-мажора. Инцидент становится просто моментом, когда сотрудники переходят с обычных инструкций на экстраординарные. Но все продолжают действовать так же четко и слаженно.
Меры, прописанные в планах реагирования, в обязательном порядке включают:
- действия по обеспечению безопасности связанных с инцидентом людей — в зависимости от вида конкретного инцидента это могут быть ваши сотрудники, ваши клиенты или вообще какие-нибудь третьи лица;
- меры по прекращению инцидента;
- восстановительные мероприятия, направленные на возвращение бизнеса к нормальному режиму деятельности.
Часто отдельно прописывается стратегия взаимодействия со СМИ или государственными органами — но это, конечно, зависит от специфики предприятия. Если речь идет о крупной гидроэлектростанции, серьезные аварии на которой неуклонно вызывают общественный резонанс — это, конечно же, оправдано. Но большинство компаний средствам массовой информации абсолютно безразличны — а значит, этой стороне можно уделять минимальное внимание.
Выводы
Вы узнали достаточно, чтобы решить, интересно ли вашей компании внедрение стандарта ISO 22301. Если да — то стоит ознакомиться с текстом стандарта, чтобы принять окончательное решение о его внедрении или невнедрении. В обозримом будущем мы разместим на нашем сайте его текст. Сейчас вы технически можете найти этот текст на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — хоть, конечно, и в неудобном формате.
Если же вы внедрите стандарт и захотите по максимуму использовать репутационные бонусы от него — знайте, что сертификационный центр в составе группы компаний «Дикастер» имеет право выдавать сертификаты соответствия этому стандарту. В отличие, кстати, от многих сертификационных органов ISO, имеющих право только на стандарты 9001, 14001 и 18001.
Получили пользу от статьи? Получите еще больше:
- Статьи с методиками делового и личностного роста
- Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
- Старые и современные притчи о главном