ISO 16949:2009 —
стандарт менеджмента качества автопрома
Сколько уже сказано и спето о третьей российской беде, тесно связанной с двумя классическими — дорогами и дураками. По дорогам эта третья беда ездит, а дураки… слишком много дураков приложило к ней руку в процессе создания. Однако сейчас в этой сфере появляется все больше трезвомыслящих людей, готовых использовать ISO 16949 и менять ситуацию к лучшему. И это внушает надежду.
ISO 16949:2009 — актуальная на данный момент версия стандарта менеджмента качества в автомобильной промышленности. По большому счету, это просто особым образом улучшенная и дополненная система ISO 9001.
Тот же принцип — стандарт менеджмента качества не содержит инструкций по тому, как сделать вашу продукцию более качественной. Зато содержит инструкцию по созданию таких инструкций.
Причина такой опосредованности — в том, что никто не знает конкретно вашу компанию и конкретно вашу продукцию лучше, чем вы сами. И если какой-то неведомый заокеанский дядька начнет вдруг поучать вас, как надо выполнять знакомые вам и незнакомые ему операции… ничего путного из этого не выйдет.
Зато механизмы обработки имеющейся у вас информации — эти механизмы не грех позаимствовать. Потому что те, кто разрабатывали их — действительно знали своего дело.
Что по факту дает сертификация по ISO TS 16949?
Возможность выхода на международный рынок
Для компании, работающей в сфере автопромышленности и намеревающейся взаимодействовать с международным рынком, сертификация ИСО 16949 значит примерно столько же, сколько соблюдение ИСО 22000 ХАССП для российских пищевиков. То есть без нее практически нельзя обойтись.
Дело в том, что автопром распределен по всей планете. Двигатель может собираться в одной части света из деталей, произведенных в двух других, а разработанных в четвертой. Единственное, что дает каждой из сторон уверенность в том, что остальные участники не подведут — соблюдение всеми сторонами этого стандарта.
Так что если вы собираетесь взять заказ международного концерна — вас спросят о наличии у вас сертификата ISO 16949.
Легкое масштабирование
Единая логика организации бизнес-процессов на предприятиях автопрома обеспечивает удобство всевозможных слияний, поглощений и присоединений, которые на этом рынке часты.
Если у вас внедрен стандарт ISO 16949, вы можете купить контрагента, у которого он также внедрен — и после этого, когда вы начнете объединение компаний, вам не придется распутывать клубки и разгадывать ребусы чужой организации. Да, какие-то специфические особенности придется понять — но в общем вы сможете слить компании легко и просто.
Верно и обратное — если вы развили свой стартап до отличного рубежа и готовы продать его крупному игроку, с внедренным ISO 16949 вы сможете сделать это намного проще — а значит, выгоднее.
Конкурентоспособность
Затевалось все как раз для этого. Но процесс улучшения качества выпускаемых вами автомобилей или комплектующих — или, может быть, оказания сервисных услуг в сфере автопрома — это дело долгое. Поэтому и говорим о нем в третью очередь — этот эффект вы заметите последним.
Однако он, конечно, самый главный. А насколько он серьезен?
Видите ли, ISO TS 16949 отталкивается от внутренних правил компаний Ford, Chrysler и General Motors. Их разработки были отшлифованы международной группой автопромышленников к 1999 году. А к 2002 году к процессу подключились японцы, внеся в общую казну свои правила. А вы знаете эффект от правил японцев в автомобилестроении.
К чему я все это рассказываю? К тому, чтобы вы сами могли оценить, какое влияние на качество автомобильной продукции оказывает ISO 16949.
Кому подходит сертификация по ИСО 16949?
Здесь есть интересный момент. Стандарт рекомендован для предприятий, выпускающих:
- собственно легковые автомобили;
- крупный пассажирский автотранспорт — то есть автобусы;
- крупный грузовой автотранспорт — то есть разнообразные грузовики;
- и даже мотоциклы.
А вот, например, трактор уже является «специальной техникой» — а на производство специальной техники стандарт ISO 16949 не распространяется.
Что же до размера компании и специфики ее продукции внутри автопрома, то стандарт менеджмента качества в этой сфере работает для всех. И распространяется в геометрической прогрессии.
Сперва его начали внедрять крупнейшие автоконцерны, выпускающие конечную продукцию для потребителей — к этому их принудил обыкновенный здравый смысл. Потом уже эти автоконцерны начали требовать у своих подрядчиков соблюдения этих же правил. Теперь дело дошло до подрядчиков второго уровня — то есть подрядчиков подрядчиков автоконцернов.
Что дальше?
Вот, собственно, и всё, что первично необходимо знать о стандарте менеджмента качества автомобильной промышленности. Однажды мы обязательно разместим на сайте актуальную версию стандарта для удобного скачивания и ознакомления, как уже сделали с самыми популярными в России стандартами ИСО.
Можем ли мы помочь вам получить сертификат соответствия этому стандарту? Конечно. Если он интересует вас — обращайтесь.
Сразу хочу отметить, что мы не занимаемся внедрением стандартов ISO — только сертификацией. По закону одна и та же организация не может делать и то, и другое.
Знали ли вы об ISO 9001 этот факт?
Узнать.