
ГОСТ Р 51709 2001 потеснился, но не ушёл
Проблема технического состояния автотранспортных средств всегда стояла на повестке дня, однако со стремительным ростом количества колёсных транспортных средств она превратилась в серьёзную головную боль.
В настоящее время в этой области действует несколько нормативных документов:
- Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств от 2009 года;
- ГОСТ Р 51709 2001 , определяющий требования безопасности к техническому состоянию и методы его проверки;
- различные Постановления Правительства РФ, Приказы Министерства экономического развития, Приказы Министерства транспорта и другие ведомственные документы.
ГОСТ Р 51709 2001 актуален спустя 13 лет
ГОСТ Р 51709 2001 пришёл на смену ГОСТу 25478-91. Он принёс с собой изменения методики определения эффективности тормозных систем, люфта в рулевом управлении в рулевом управлении. Произошла конкретизация требований к применению шин на оси автомобиля, к дискам колес. Более требовательны стали допущения к герметичности уплотнений и соединений двигателя, коробки передач, заднего моста, сцепления.
Не менее высокие требования предъявляются к топливу — подробнее в публикации «Последний год ГОСТ Р 51105 97».
В СССР существовало много нормирующих документов, но такого количества как в современной России тогда даже представить не могли. Тем не менее, это реальность и с ней мы живём. У неё, как у любого явления, есть свои плюсы и минусы. Для примера посмотрим некоторые стороны нормотворчества в областях, касающиеся автомобильного транспорта.
4 кейса из опыта нашей страны
- 1992год. Правительство вводит лицензирование на ремонт и техническое обслуживание транспорта.
- 2001 год. Правительство это лицензирование отменяет.
- 1993 год. Автосервисам вменяется обязанность проходить сертификацию, которая отменяется 2003 году на основе закона о техническом регулировании. Получается, что лицензирование не отменяет сертификацию, и они существовали одновременно.
- С опозданием в пять лет в 2008 году сертификацию автосервисных услуг отменили в тексте ФЗ «О безопасности дорожного движения».
По сути, в России ведётся тактическое управление без стратегического видения. Налицо метод «проб и ошибок», «правовые» дыры, взаимоисключающие указания. Происходит неэффективное расходование финансовых и человеческих ресурсов.
Тот, кто свою умственную деятельность вкладывает в рамки присутственных часов, ограничивает этим самым свои лошадиные силы.
Генри Форд
Нельзя сказать, что ответственные лица этого не видят. Ими предпринимаются различные шаги. Вот только их реализация страдает. Например, создано большое количество «стратегических» планов. Некоторые из них до 2020 года, другие аж до 2050 года. В этот ряд можно отнести комплексный план по расширению использования газомоторного топлива в России. Согласно ему планируется в ближайшие годы перевести 50% транспорта общественного пользования на газовое топливо. Его потребление к 2018 году по сравнению с 2013 годом вырастет в 5 раз. Вот только Технический регламент, который в этом вопросе должен был заменить ГОСТ Р 51709 2001, содержит больше недочётов по установке газового оборудования на автомобили, чем заменяемый ГОСТ.
С начала 2010 года основным документом, объединяющим требования к техническим объектам, выступает «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, однако ГОСТ Р 51709 2001 остаётся в действии по тем вопросам, которые технический регламент не охватил.