
ИСО 9001 2008 как механизм дирижирования бизнесом

ИСО 9001 2008 дополняет бизнес как недостающий пазл — инструментарий сразу начинает работать по-другому.
Демонстрируя потребителям ценности своих услуг, бизнес не только должен их убедить оплачивать ее, но и организовать работу организаций так, чтобы и после получения оплаты она получала прибыль. Стандарты ИСО 9001 2008 предоставляют необходимый инструментарий для эффективного менеджмента качества, посредством которого вместе с другими элементами бизнес-процессов, достигает успех.
Бизнес-модель на основе знаний ИСО 9001 2008
Бизнес-модель показывает, как организация создает и предоставляет ценности для всех, на кого она оказывает влияние. В неё включатся акционеры, работники организации, её потребители, сообщество граждан в месте ее расположения и даже экономика в целом. В данной модели желательно обозначить философию организации (её миссия), стратегию, построение, операционные процессы и процедуры, обеспечивающие функционирование модели, а также требования потребителей и пути их удовлетворения.
Важным инструментом организации в создании и представлении ценностей для потребителей является стандарт ИСО 9001 2008. В нём представлено всё необходимое для понимания бизнес-модели. Отсутствие достаточных знаний и навыков работы со стандартом ИСО 9001 2008 не позволяет ряду организаций увидеть в этом стандарте реальный инструмент деятельности и они, к сожалению, продолжают организовывать свою миссию, взаимодействие с потребителями по старинке. Не случайно в стандарте ИСО 9001 2008 указывается, что его принятие должно быть стратегическим решением организации.
Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.
Р. Уотермен
Соответственно подготовка и внедрение стратегического плана должна учитывать меняющиеся потребности и цели, характер производимой продукции и используемых процессов. Не способность использовать ИСО 9001 2008 в своем стратегическом планировании закономерно ведёт к пониманию того, что, приобретая ряд позитивных выгод от его применения, организация так и не смогла освоить всю ценность стандарта для бизнеса.
Результат процесса организации
Чтобы определить уровни характеристик, процессы должны быть измерены. Мало просто сформировать процессы организации, нужно отслеживать их результаты с целью оценки их эффективности. Как правило, это достигается через установление количественных показателей основных бизнес-процессов. Применение стандарта ИСО 9001 2008 — важный элемент стратегического бизнес-плана. В связи с этим, важно выяснить как процессы влияют на достижение целей и задач организации.
Требуется подобрать наиболее совершенный метод измерения на точках входа и выхода каждого процесса. Точка выхода там, где выполняются требования. Здесь как раз организация может определить степень эффективности процесса. Например, цель процесса приемочного контроля — не допустить поставки потребителю продукции, не соответствующей предъявляемым к ней требованиям. Для реализации приемочного контроля необходимо установить критерии на входе, по которым контролер может понять, соответствует ли продукт требованиям (выход).
Следует учитывать, что любой процесс подвержен вариации, поэтому организация не может все время предотвращать поставку несоответствующей продукции. Можно установить цель — приемлемый уровень возврата несоответствующей продукции не должен превышать 2% для каждой поставки определенной продуктовой линии.
Ни у кого не вызывает сомнений, если благодаря лихорадочной активности бизнес растёт. Проблемы перестают быть проблемами и рассматриваются как возможности.
Джон Харви-Джоунс
Чтобы постоянно измерять результаты процесса приемочного контроля и его эффективность, организация должна регистрировать каждый случай возврата продукта. Уровень возврата несоответствующей продукции в 1% может стать поводом для проведения анализа коренных причин и осуществлению корректирующих действий, чтобы не допустить превышения заявленного уровня в 2%.
Если мониторинг процесса не ведется и уровень возврата несоответствующей продукции становится больше 2%, организация должна проанализировать реальные коренные причины появления несоответствующей продукции и предпринять корректирующие действия, чтобы вернуть результаты процесса приемочного контроля в заданные пределы. К этому моменту проблема может оказаться более сложной, чем когда уровень возвратов был равен 1%. Это может вызвать рост неудовлетворенности потребителя.
Концепция процессного подхода применима не только для промышленных компаний, но и для организаций, занятых в сфере услуг. Например, ваш подрядчик спроектировал процесс вращения бура в скважине так, что он должен вращаться 95% времени. Это осуществимо только в том случае, если уровень своевременных поставок буров составляет 80%.
Поэтому процесс вращения бура может быть неэффективным, и, возможно, его следует изменить или же напрямую обсудить с подрядчиком факторы, препятствующие своевременности поставок. В этом сценарии стандарт ИСО 9001 2008 можно представить механизмом дирижирования (управления) бизнесом для организации, стремящейся к постоянному совершенствованию.