Сертификация ИСО 9001 как процесс,
добавляющий ценность
Прибыль – движущая сила бизнеса. Это — абсолютная истина индустриальной эпохи. Информационная эра несколько поколебала абсолютизм упомянутой истины. Международный стандарт системы менеджмента качества серии ИСО 9001 констатирует изменение философии бизнеса в конце 20 века. Он предлагает обратить внимание на то, что сам процесс сертификации ИСО 9001 обладает возможностью добавлять ценность.
Сертификация ИСО 9001 даёт прибыль или добавленную ценность?
Термин «добавленная ценность» разработчика стандарта ИСО 9001 ввели в текст документа, но строго его не определили. Вот и получается, что каждый имеет право вкладывать в него свой смысл. Можно её рассматривать как степень удовлетворения потребителя, можно понимать под ней всё, что позволяет продавать по более высокой цене, а можно видеть в ней степень выгоды покупателя и не обязательно материальную.
Стандарт ИСО 9001 просто указывает на необходимость такой организации процессов производства, что каждый из них должен прибавлять ценность. Такой подход превращает стандарт ИСО 9001 в инструмент управления бизнесом. Процессный подход означает превращение входов, то есть требований в выходы, иными словами в нечто, что удовлетворяет требованиям. Если не контролировать входы каждого процесса, то возникает угроза неудачи в добавлении ценности к его выходу, то есть к тому, что поставляется внутреннему или внешнему потребителю.
Моё богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею.
Томас Карлейль
Ценность воспринимается получателем выхода процесса. Внутри организации она может означать, например, что сотрудник выполняет требования к своей работе, или же то, что результат процесса начисления зарплат достиг желаемого уровня, то есть все сотрудники получают ее вовремя. Вне организации ценность может означать, что требования потребителя выполняются полностью, в срок и в рамках установленного бюджета.
Процессы, не добавляющие ценности, или же неэффективные отрицательно воздействуют сотрудников и потребителей. Хороший пример — звонок в сервисную службу организации, предоставляющей услуги, где в целях проверки данных вам задают много вопросов. Когда сотрудник этой службы понимает, что не может помочь, вас адресуют другому сотруднику, который опять задает много вопросов. Проходит 15 минут, а вашей просьбой еще и не начинали заниматься.
Понятна бесполезность подобного процесса. Она не добавляет никакой ценности, а так как она определяется на выходе каждого процесса, то ее трудно получить, не поняв суть того, что есть на входе процесса. Здесь действует принцип: «Мусор на входе — мусор на выходе».