Отказ от массового производства и ГОСТ Р ИСО 9001 2001
Каждый просматривающий видео хроники может обратить внимание на большое количество однообразных вещей: одинаковые автомашины, одинаковые дома, одинаковая одежда. В условиях дефицита потребитель не выбирает и массовое производство процветает. Рост благосостояния позволяет клиенту выдвигать повышенные требования к производителю.
Реагируя на изменения реалий рынка, международные стандарты серии ИСО 9000 от версии к версии создавали более гибкие и универсальные модели системы качества. ГОСТ Р ИСО 9001 2001 вслед за ИСО 9001 2000 зафиксировал объединение стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Теперь разноплановые организации могут создавать систему качества по единой модели.
К чему призывает ГОСТ Р ИСО 9001 2001
Конец XX века прошёл под знаменем быстрого развития информационной сферы. Частично с ней связано то, что рынок продавца (там, где правит бал производитель) стал сменяться на рынок потребителя. Теперь, если бизнес хочет успеха, то он должен озаботиться получением достоверной информации о предпочтениях покупателя.
Более того стоит задача формирования групп лояльных клиентов. Тех покупателей, которые совершают покупки систематически, а также вместе с собой приводят родственников и знакомых.
Очень важно, чтобы клиент вошёл в ваш бизнес, а затем действовать настолько умело, чтобы ему и в голову не пришло искать решение своих проблем в другом месте.
Бак Роджерс
Чтобы удержать лояльных потребителей требуется предугадывать их желания. В ГОСТ Р ИСО 9001 2001 чётко прописано, что «организация должна определить … требования, неопределённые потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно» и далее разъясняется, что деятельность может состоять из поставки — гарантийного обслуживания – исполнения контрактных обязательств вплоть до полной утилизации.
Индивидуальный подход к каждому потенциальному клиенту допускает отказ от массового производства.
При этом объёмы производства увеличиваются за счёт расширения спроса. Элементы этой стратегии просматриваются в продаже программ, оформления и услуг в сфере бизнеса, связанного с мобильными телефонами.
Контуры производства под индивидуального потребителя просматриваются в системе «рачительного производства Японии». Оно существенно экономит ресурсы и позволяет соединить стандарты ИСО 9000 и стандарты ИСО 14000, таким образом возможен синергетический эффект от соединения требований к качеству и к экологии.