ГОСТ Р ИСО 9001 2008 вносит ясность
Постоянное развитие — неотъемлемая часть стандартов ИСО позволило уточнить ряд положений ИСО 9001 2000, поэтому и появился новый документ. ГОСТ Р ИСО 9001 2008 стал идентичным отражением упомянутого международного стандарта. По сравнению с предыдущим аналогичным стандартом каких-либо серьёзных изменений в не вносилось. Авторы нового документа устранили многозначность в трактовке требований к качеству. Уточнения проводились в форме примечаний.
Что открыл ГОСТ Р ИСО 9001 2008
В специальном приложении к ГОСТ Р ИСО 9001 2008 приводятся различия между ИСО 9001 2008 и ИСО 9001 2000. Девять страниц таблицы различий фиксирует 86 поправок из большинство носят технический характер и только 15 примечаний, из которых 9 новые. Внесён также новый пункт d) в третий пункт восьмого раздела.
В общих положениях уточнено, что внешняя среда влияет на систему менеджмента качества. Учитывая, что «внешняя среда» и «производственная среда» тесно связаны в новом примечании в 4 пункте 6 раздела раскрывается термин «производственная среда». Она понимается как «условия, в которых выполняют работу, включая физические, экологические и другие факторы (такие как шум, температура, влажность, освещённость или погодные условия)».
Далее тезисно и выборочно укажем, что было привнесено в новый стандарт. Например, было уточнено, что процессом является деятельность, использующая ресурсы и управляемая для преобразования входов в выходы. Соответственно «процессный подход» возникает тогда, когда для получения желаемого результата организация осуществляет менеджмент процессов, применяет, идентифицирует и реализует взаимодействие системы процессов.
В пустой трате времени и сил кроется причина высоких цен и низкого заработка.
Генри Форд
Касаясь термина «продукция», авторы расширили его толкование, указав, что он относится «к любым заданным результатам жизненного цикла». Так же разъяснено, что законодательные и другие обязательные требования могут приобретать форму правовых требований.
Более однозначно выражены требования к процессам менеджмента качества. Так, если ранее «рекомендовалось включать», то в новой редакции чётко прописано «… процессы, необходимые для системы менеджмента качества включают в себя процессы управленческой деятельности руководства … процессы анализа и улучшения».
В новом стандарте говорится, что организация может передавать другой структуре управления процессом, необходимым для менеджмента качества, но это не освобождает организацию от ответственности за соответствие всем требованиям качества.
Стандарт ИСО 9001 2008 подчёркивает, что на качество может повлиять работа каждого, поэтому разъясняется, что «на соответствие продукции требованиям прямо или косвенно может влиять персонал, выполняющий любую работу в рамках системы менеджмента качества».