
Принципы ИСО 9001 2011 могут снова измениться?
На официальном сайте международной организации ISO можно бесплатно скачать небольшую брошюру «Принципы менеджмента качества». Её нельзя назвать лёгким чтивом, но зато она раскрывает глаза какие принципы экономической мысли 18 и 20 веков легли в основу стандарта ИСО 9001 2011 и стандарта ИСО 9004.
Подкоп под принципы ИСО 9001 20011
В октябре 2014 года можно смело утверждать, что принципы, заложенные в ИСО 9001 2000, пережив полтора десятилетия, подошли к этапу нового осмысления.
Об этом неоднократно заявляли чиновники международной организации ISO, работающие в подкомитетах SC 1 и SC2. В частности, констатировав удовлетворение испытанием временем базовых постулатов стандартов менеджмента качества, было отмечено, что в 2013 и 2014 годах произошёл полный пересмотр принципов менеджмента качества. Основой реформы стали результаты многосторонние исследования. Оно велось на плановой основе подкомитетом SC2.
- Были проведены несколько открытых семинаров и пленарных заседаний с привлечением пользователей стандартов ISO 9001 и ISO 9004;
- велись консультации с технической группой по координации технического управляющего совета ИСО, что позволило повысить совместимость стандартов системы менеджмента за счёт единой структуры, унифицированных определений;
- сформировалось понимание современных тенденций в сфере управления качеством, в том числе за счёт осмысления новых концепций качества;
- организованы и проанализированы интернет исследования пользователей стандартов ISO 9001 и ISO 9004 (охвачено около 12 000 респондентов из 122 стран).
В итоге был сделан вывод об удовлетворённости пользователей с одновременным ожиданием дальнейших улучшений стандарта. С целью поддержания актуальности стандарта, учёта в нём происходящих изменений среды стандарт ISO 9001 был доработан.
Меня никогда не удовлетворяло то, что мы построили. Я почувствовал, что неудовлетворённость — основа прогресса. Когда мы довольны своим бизнесом, мы начинаем дряхлеть.
Билл Марриот, председатель совета директоров международной сети гостиниц «Марриотт»
Прорыв в истории стандарта ISO 9001
Первое заседание рабочей группы по этой теме прошло в июне 2012 года в Испании. Тогда утвердили рабочую тему, проект технического задания, этапы разработки нового стандарта, его схему и общий текст.
Сохраняя универсальность и применимость для организаций всех типов, ориентируясь на эффективность в управлении процессами достижения результатов; отражая сложность и динамичность среды; учитывая изменения в практике применения систем менеджмента качества — стандарт должен сформировать комплексную систему требований до 2025 года и далее. Обязательными условиями к нему сохраняются:
- использование простого языка;
- ясность толкования;
- отсутствие противоречивости в интерпретации требований.
При разработке ISO 9001 2015 широко использовался диалог с отдельными секторами промышленности, чьи стандарты используют ISO 9001, также работа с органами стандартизации национальных стран. Важную роль при подготовке документа сыграли мнения и советы организаций, сертифицированные на соответствие требованиям стандарта ISO 9001 2008.