Философия ГОСТ ИСО 9001
Начав трансформацию общества и экономики с 80-х годов 20 века, Россия уже не может остановиться. Реорганизации проходят сплошным потоком, и кажется, что в них порой отсутствует логика. Однако при более вдумчивом взгляде проявляются внутренние контуры развития. Ярким примером выступает проникновению в философию якобы сухого документа, каковым является ГОСТ ИСО 9001.
Под стандартом понимается эталон, образец, модель с которым сопоставляется подобный объект. Равняясь на что-то, приходится идти на компромиссы. Принимая в качестве образца ГОСТ ИСО 9001, мы автоматически принимаем обязательства следовать духу документа.
Что требует от нас ГОСТ ИСО 9001?
Для начала отметим, что, во-первых, ИСО 9001 является одним элементом из семейства системы качества серии ИСО 9000. Во-вторых, ИСО 9001 – это основополагающий документ международных стандартов системы качества. В-третьих, появление стандартов системы ИСО – это ответ на глобальные вызовы человечеству как в экономике, так и в социальной жизни.
Давно принята в бизнесе цель — максимальное получение прибыли — сейчас несомненно и непрерывно заменяется идеями выживания и роста.
С. К. Чакраборти, индийский учёный
ГОСТ ИСО 9001 требует строго соблюдать восемь принципов, на которых базируется эта система стандартов.
- Первым принципом или основным правилом, установкой ИСО 9001 выступает указание на то, что руководитель и лидер в современных условиях должен быть одним лицом.
- Следующая установка требует активно вовлекать работников в жизнедеятельность организации. По сути, наёмный работник должен превратиться в сотрудника фирмы, то есть лицо полностью ассоциирующее своё будущее с будущим фирмы.
- Третье правило указывает, что подход к организации деятельности как процессу является наиболее эффективным в современных условиях.
- Четвёртый принцип «системного подхода к менеджменту» определяет, что важно постоянно устанавливать и управлять взаимосвязанными процессами как системой.
- Пятая установка ГОСТ ИСО 9001 акцентирует внимание на необходимости постоянного улучшения как конечных результатов, так и процесса производства.
- Ещё один принцип подчёркивает, что успех приходит только тогда, когда решения основываются на фактах.
- Седьмое правило констатирует факт взаимосвязанности организации и её поставщиков.
- Восьмая установка, являющаяся фактически главной, фиксирует новые реалии времени, когда организация без ориентации на потребителя, без понимания текущих и будущих их потребностей – не сможет выжить.