
Последний год ГОСТ Р 51105 97
На 1 января 2014 года на территории России было зарегистрировано легковых автомобилей 39,3 млн. единиц. Восемь лет назад их было около 25 млн 600 тысяч, в 1997 году – 17,6 млн. штук. В прошлом году было потреблено более 35 тысяч тонн бензина автомобильного всех марок. Его производство регламентирует ГОСТ Р 51105 97. В 2015 году ожидается потребление 43 тысяч тонн автомобильного бензина, который будет выпускаться по ГОСТ 32513 2013, начинающего действовать с 1 января 2015 года.
Почему уходит ГОСТ Р 51105 97
К 2014 году можно с уверенностью констатировать изменение качества парка автомобилей в России. Увеличивается доля эксплуатируемых двигатели новых поколений, которые предъявляют повышенные требования к автомобильному топливу. Немаловажную роль в обновлении стандартов и регламентов играет всё большая вовлеченность России в международное сотрудничество с Европой и странами Таможенного Союза.
Так, 18 октября 2011 года было принято решение № 826, которое ввело ТУ ТС «О требованиях к … бензину …». Согласно ТУ ТС бензин экологического класса К3 в России выпускается до конца текущего года, К4 – до 1 января 2016 года и только К5 имеет светлое будущее без конечной даты эксплуатации.
Одна из трудностей инноваций возникает из-за того, что людям они безразличны.
Питер Сенге
Кроме того, всё большую роль на территории России начинают играть Директивы ЕС, касающиеся экологических характеристик бензина. Так, в ГОСТ Р ЕН 13132 2008 прямо прописано, что стандарт применяют для определения органических кислородосодержащих соединений и связанного кислорода в соответствии с Директивами ЕС.
В новых условиях ГОСТ Р 51105 97 требовал таких дополнений и изменений, что легче было на его основе написать новый ГОСТ. Это и было сделано. Появление ТУ ТС ранее ГОСТа 32513 2013 породило предположение об отказе контроля над октановым числом. Действительно в ТУ ТС в Требованиях к характеристикам автомобильного бензина октановое число не используется. Как не определяется объёмная доля метанола.
Возникла угроза интерпретации марки бензина типа «АИ-92» как торгового бренда, содержанием которого может быть бензин меньшего октанового числа. Новый ГОСТ развеял сомнения. Требования к октановому числу остаются в стандарте.
Уходит не один только ГОСТ Р 51105 97. Взамен ГОСТ 305 82 по дизельному топливу приходит ГОСТ 305 2013. Вместо ГОСТа 10227 86, касающегося топлива для реактивных двигателей, вводится ГОСТ 10227 2013. Кстати, ГОСТ 32513 2013 заменил не только ГОСТР 51105 97, но и ГОСТ Р 51866 2002.