Как работают рабочие листы ХАССП

Рабочие листы ХАССП

Завершающим моментом в создания системы ХАССП организации, фирме выступает вёрстка плана, который формально выглядит как набор рабочих листов ХАССП. Каждый из них имеет вид таблицы, основанной на результате анализа критической контрольной точки (ККТ). Одна таблица — одна ККТ. Иногда её называют критической точкой управления.
Если в ходе исследования вопросов пищевой безопасности на предприятии выявлено 10 ККТ, то и рабочих листов обязано быть 10. Место нахождения листов привязано к месту технологического процесса, являющегося ККТ.

Выявление критических контрольных точек позволяет установить точки, этапы или процедуры, где возможно организовать контроль. Системное наблюдение позволяет не допустить возникновение опасного фактора, ликвидировать его или снизить до разумного уровня.

Рабочие листы ХАССП и их требования

За критическую контрольную точку можно брать любую стадию, где есть шанс предотвратить или нивелировать опасный фактор. Примерами ККТ бывают: охлаждение, нагревание, контроль за составом продукта, проверка компонентов на присутствие вредных веществ. Количество ККТ зависит от сложности производства. Согласно ГОСТа Р 51705.1-2001 рекомендуется уменьшать их количество при одновременном недопущении безопасности продукции.

Заполняются рабочие листы ХАССП через перечисление опасностей, операций управления, процедур мониторинга, критических пределов, коррекционных мероприятий, а также указание ответственных лиц, их полномочий и описаний процедур документирования мониторинга.

Любая система, зависящая от человеческой надежности, ненадежна.
Закон Мэрфи

Основное требование к рабочим листам ХАССП – реалистичность. Формальный подход к заполнению рабочих листов ХАССП может сыграть злую шутку, так как критические контрольные точки одноименной продукции могут различаться на однотипных производствах. Это связано с разностью как в планировке предприятия, его оборудовании, так и в рецептах, протекании процессов.

Успешность функционирования всей системы ХАССП зависит от быстроты реагирования по исправлению внештатных ситуаций. Здесь многое зависит от правильного выбора ответственных лиц, обдуманности осуществляемых процедур мониторинга. Ядром мониторинга выступает наблюдение за критическими пределами.

Последние выражаются через технологические показатели. К ним относятся: температура, влажность, активность воды, концентрация соли, щелочность, вязкость, присутствие патогенных микроорганизмов. Результаты мониторинга и корректирующие мероприятия фиксируются в специальном журнале.

Хотите узнать больше подробностей?

Оцените статью ПлохоБесполезноНеплохоПолезноОчень интересно
.
Похожие записи

СВЕЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • 6
    03.2017

    Выход ISO 45001 перенесен из-за противостояния могущественных международных организаций

    Право, неловко. Мы сообщали о скором выходе стандарта ISO 45001, который должен заменить нынешний стандарт управления охраной труда OHSAS 18001, говорили, что ждать его надо в конце 2016 года… Уж полночь близится, а Германа все нет. Пора признать — ISO 45001 задерживается. Правда, по уважительным причинам. У экспертного сообщества возникло слишком много вопросов к нему. […]

  • 19
    12.2016

    Почему нельзя использовать маркировку ISO на продукции — и как все-таки делать это?

    Двойственная статья намечается. Международная организация по стандартизации четко выразила свою позицию по поводу использования маркировки ее стандартов на продукции — ISO говорит «нельзя». Однако предприниматели хотят все-таки хотят делать это. Как им быть? Почему нет, собственно? Предыстория вопроса такова. Как вы понимаете, стандарты ISO не имеют непосредственного отношения к продукции, выпускаемой сертифицированными по ним предприятиями. […]

  • 6
    12.2016

    Принципы менеджмента качества ИСО. Коротко о главном. Часть последняя

    Добьем тему. В прошлой статье мы с вами начали разговор о восьми принципах СМК. Принципах, на которых строится любая система менеджмента качества. Наша цель в том, чтобы перевести эти принципы с языка бизнес-тренеров на человеческий язык. Чтобы из них можно было извлечь реальную пользу. Про ориентацию на потребителя — говорили. Говорили, как производить не «что-то […]

  • 18
    11.2016

    ISO 9001 — восемь принципов менеджмента качества. Суть вкратце. Часть первая

    Про менеджмент качества говорят многие. Но говорят почему-то так, что ничего в итоге непонятно. А значит, менеджмент качества остается словами. Слишком умными словами. Давайте переведем их на нормальный язык и поймем, чем принципы менеджмента качества реально помогают улучшить деятельность компании. Обойдемся без долгих прелюдий. Всего у актуальных сейчас систем менеджмента качества, самой популярной из которых […]

  • 3
    11.2016

    Бесплатно скачать стандарт ГОСТ Р ИСО 21500:2014 на русском языке

    Проектный менеджмент… Уверен, найдется немало людей, которые слишком долго общались со всевозможными бизнес-консультантами — и теперь от одного подобного словосочетания начинают испытывать легкую тошноту. Что делать? Давайте просто выбросим бизнес-консультантов из головы и изложим дело человеческим языком. Проектный менеджмент — это не обязательно человек в белой рубашке, который рисует сложные диаграммы и блок-схемы маркером на […]

  • 24
    10.2016

    ISO 16949:2009 — стандарт менеджмента качества автопрома

    Сколько уже сказано и спето о третьей российской беде, тесно связанной с двумя классическими — дорогами и дураками. По дорогам эта третья беда ездит, а дураки… слишком много дураков приложило к ней руку в процессе создания. Однако сейчас в этой сфере появляется все больше трезвомыслящих людей, готовых использовать ISO 16949 и менять ситуацию к лучшему. […]